Среда, 25.04.2018, 19:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Муниципальная методическая служба » Реализация ФГОС

Семинар Кеть 18.03.14г
20.03.2014, 08:10

Оргпроект семинара.

МБОУ «Большектская СОШ»

18.03 2014 год.

 

Тема: Формирование УУД средствами ИОСО.

 

Цель: формирование  представления о средствах ИОСО, используемых для формирования УУД.

 

Задачи:

- познакомить с методиками и приёмами формирования познавательных УУД средствами ИОСО;

- показать классическую форму проведения мастер-класса

 

Предполагаемый результат: получение представления об использовании средств ИОСО для формирования познавательных УУД; о проведении классического мастер-класса.

 

Регламент работы:

 

Время

Вид деятельности

Место проведения

Ответственный

09.30-10.00

Регистрация участников

1 этаж

Харькова В.О.

10.00-10.30

Установочный доклад,

 самоопределение

2этаж, актовый зал

Шевченко О.Н.

10.30-11.45

Мастер-классы

 

 

 

Формирование умения «Установление причинно-следственных связей»

2этаж, 7 кабинет

Пахмутова И.Г.

Формирование умения «Классификация объектов материального мира»

2 этаж, 8 кабинет

Добкина И.В.

Формирование умения решать задачи.

2этаж, 6 кабинет.

Ситдикова Г.Г.

11.50-12.20

Обед

 

 

12.20-13.35

Мастер-классы

 

 

 

Способы формирования УУД при работе с текстовыми задачами.

2этаж, 6 кабинет

Сурова И.А.

Схематизация: приём формирования познавательных УУД.

2 этаж, 8 кабинет

Рассеева Г.М.

13.35-14.00

Общее заседание. Рефлексия дня.

2этаж, актовый зал

Шевченко О.Н.

 

Мастер – класс

 «Формирование умения решать задачи».

 

       В программе основного общего образования по математике подчеркивается, что «в ходе преподавания в основной школе …следует обращать внимание на то, чтобы ученики овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт … решения разнообразных классов задач из различных разделов курса».

        В процессе научения решению задач у ученика формируются умения анализировать, выделять существенное, критически оценивать условия, конкретизировать теоретические положения. При решении задач происходит перенос усвоенного метода мышления из одной области знаний в другие, развиваются комбинационные способности, умение использовать знания в нестандартных условиях, умение сравнивать. 

       Умение решать задачи – действительно общеучебное умение.

Так, например, на предмете русского языка «многие учащиеся, которые хорошо знают грамматические правила, все–таки пишут с ошибками – показатель неумения решать грамматическую задачу. Следовательно, при обучении языку имеет та же ситуация, что и при обучении математике, когда учащиеся знают все правила, аксиомы, теоремы и т.п., но не умеют решать задачи. Таким образом, умение решать задачи является одним из важнейших умений.

     Умение представляется в виде алгоритма последовательных действий, которые должен совершить ученик, и создаются условия для того, чтобы у него получалось выполнять эти действия качественно.

    Знакомство с алгоритмом обучения решению задач.

  1.  Начиная решать задачу, отдели то, что дано от того, что требуется найти (или доказать) и выполни чертеж.
  2.  Из того, что дано, сделай все самые непосредственные выводы, ставь себе вопрос, каковы свойства фигуры, данной в условии, какие выводы из этого следуют.
  3. Переходи к тому, что требуется найти (доказать), ставь себе вопрос: «Какие признаки достаточно установить у данной фигуры, чтобы доказать, что она относится к данному виду».
  4. Воспроизвести известные тебе достаточные признаки данной фигуры, сопоставь каждый из них с тем, что дано и с чертежом и выбери один из признаков для доказательства. По отношению к выбранному признаку ставь, в свою очередь, вопрос о его достаточных признаках, воспроизведи их и выбери один для доказательства. Действуй так до тех пор, пока не придешь к тому, что дано. Если по данному признаку доказать не удается, попробуй использовать другой признак.
  5. Найди в условии задачи те факты, которые касаются выделенных тобой величин.
  6. Из того, что дано, сделай все самые непосредственные выводы, ставь себе вопрос, каковы свойства фигуры, данной в условии, какие выводы из этого следуют.
  7. Если какая-то в полученной записи величина еще не может быть определена, тогда к ней задай вопрос: каковы свойства фигуры, данной в условии, какие выводы из этого следуют.
  8. Постоянно помни, что дано в условии задачи, и в случаи затруднений обращайся к требуемому снова: смотри, не упустил ли ты чего-либо из данных или из того, что из них вытекает.
  9. Постоянно помни, что требуется найти (доказать) в условии задачи, и в случаи затруднений обращайся к требуемому снова: смотри, не упустил ли ты какого-либо достаточного признака, если да, то попробуй его использовать.
  10.  Поскольку трудности и тупики в решении могут быть связаны с тем, что ты не выполнил или не полностью выполнил какое-либо из приведенных здесь указаний, то в случае затруднений обратись к ним, перебери их, посмотри, какое из них ты забыл применить или применил не полностью.
  11.  Если все необходимые данные определены, переходи к выполнению задания задачи.

Ученик, приступая к решению задачи, в обязательном порядке вслух комментирует выполнение каждого предписания алгоритма. Работу алгоритму я продемонстрирую на решении задачи на доказательство по геометрии 8 класса.

Задача № 424

  • Докажите, что если не все углы выпуклого четырехугольника равны друг другу, то хотя бы один из них тупой.

Ученик:

1.Дано: Четырехугольник – выпуклый, у которого не все углы равны.

     Доказать: один из углов четырехугольника тупой.  

2. Четырехугольник имеет четыре вершины, четыре стороны и четыре угла.  

         Четырехугольники бывают выпуклые и невыпуклые.

         Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360 градусов.

3.  Один из углов четырехугольника тупой. Угол называется тупым, если он больше 90 градусов, но меньше 180 градусов, т.е. больше прямого, но меньше развернутого. Значит надо доказать, что один из углов четырехугольника больше прямого, но меньше развернутого.

4. С одной стороны сумма четырех углов четырехугольника равна 360 градусов. При этом есть два не равных между собой угла. С другой стороны, один из углов этого четырехугольника тупой.

5.   Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 360 градусов. 

       Угол 1 не равен углу 2.

6.   Угол 1 + угол 2 + угол 3 + угол 4 = 360 градусов.

        Угол 1 не равен углу 2.

7. Угол 1 не равен углу 2.

    Угол 1 может быть – острый, тупой или прямой, тогда угол2 в каждом из перечисленных первых двух случаях может быть – острый, тупой или прямой, а в последнем случае – острым или тупым.

11.

1. Если угол 1 не равен углу 2 и оба острые, то каждый из них меньше 90 градусов, а значит их сумма меньше 180 градусов, и на сумму двух оставшихся углов приходится больше 180 градусов, следовательно, один из этих оставшихся углов должен быть больше 90 градусов, то есть – тупым. Доказано.

2. Если угол 1 не равен углу 2 и один из них прямой, тогда другой или тупой (что и требовалось доказать) или острый. Если острый, то, один из них равен 90 градусов, а другой меньше 90 градусов, значит их сумма меньше 180 градусов, и на сумму двух оставшихся углов приходится больше 180 градусов, следовательно, один из оставшихся углов должен быть больше 90 градусов, то есть – тупым. Доказано.

3. Угол 1 не равен углу 2 и один из них тупой, то получаем утверждение, которое требуется доказать.

Других вариантов нет. Значит, если не все углы выпуклого четырехугольника равны друг другу, то хотя бы один из них тупой.

     Решая геометрические задачи по этому алгоритму, ученик «привыкает» выбирать для доказательства из имеющихся в его знаниях доказанных утверждений только необходимые. Со временем при использовании алгоритма происходят качественные изменения в методах мышления учащихся, в характере и системе применявшихся ими операций.

 Само умение решать задачи состоит из более мелких умений, т.е. микроумений.  На уроках, целью которых является формирования умения решать задачи, пошагово отрабатываются операции, составляющие это умение.

Я продемонстрирую прием формирования первого предписания алгоритма на уроке.

Прием.

1.Сначала учитель объясняет, что значит первое предписание: начиная решать задачу, отдели то, что дано оттого, что требуется доказать. Демонстрирует выполнение этого предписания на одной задаче.

2.Ученики в парах объясняют, почему одни записи оформлены в «Дано», а другие в «Доказать».

3.Ученики выполняют это предписание для задач по вариантам, затем обсуждают в паре.

4. Задание на дом должно закрепить отработанное на уроке умение.

5.Проверяется освоение этого умения практической работой.

6.Выявление индивидуальных дефицитов и работа по их ликвидации (по результатам практической работы).

На следующем занятии, целью, которого является формирование умения решать задачи,  к первой операции подсоединяется и отрабатывается следующая операция, входящая в это умение и соответствующая второму предписанию алгоритма. Как только ученики овладеют двумя операциями, им даются задачи, требующие применения обеих операций, т.е. их системы. Постепенно «система» наращивается.

 

Итак, я представила прием формирования умения решать задачи в виде конкретного действия через алгоритм. Это можно делать на примере различных учебных дисциплин.

 

 

18.03.14г.          Учитель математики БКСШ – Ситдикова Г,Г.


СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ДОКЛАДЫ

Категория: Реализация ФГОС | Добавил: Андрей
Просмотров: 155 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]